Воспитание — питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным.

Образование — ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания красотой. Подлинным источником красоты является национальная культура.

К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не  рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришли к решению строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.

Народная культура воплощена в доступной для школьников форме: играх, песнях, сказках, загадках. Этот мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен  детям. Еще в нем привлекает то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки — все эти  возможности представляют изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Изучение традиций народной культуры мы реализовали в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская — это новый способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны.

Цель творческой мастерской — ввести детей в мир народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в нем.

1-й класс. «Зачин дело красит» — пропедевтическая ступень.

Программа этого года вводит ребенка в круг вопросов, которые будут обсуждаться на протяжении последующих трех лет: человек и природа; человек и родная земля.

В центре внимания: загадки, потешки, скороговорки, хороводы, народные куклы, праздники, подвижные игры.

2-й класс. «Мы учимся у наших предков». Знакомство с: прибаутками и небылицами, лясовыми песнями и припевками, народными инструментами, календарно-обрядовыми праздниками.

3-й класс. «Праздники — торжество торжеств». Предметы изучения: пословицы и поговорки,  песни лирические и исторические, игра на шумовых инструментах (организация ансамбля), обрядовые праздники.

4-й класс. «Век живи — век учись». В центре внимания: семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти, народный костюм, история, устное народное творчество, история родного края, работа ансамбля шумовых инструментов, связь со школьным центром «Играй, гармонь!»

Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей народной культуры, является познавательная коллективная деятельность.

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению коллектива. В эту работу включены также воспитательные часы, цель которых — развитие у младших школьников нравственных качеств.

Предлагаем вашему вниманию в качестве примера один из таких воспитательных часов.

 

Тема «Дорогою добра»

Цели занятия:

образовательные: совершенствование навыков грамотного и выразительного чтения по заданной теме;

воспитательные: воспитание у учащихся таких качеств, как гуманность, трудолюбие, честность, научить ценить дружбу, умение слушать и рассуждать;

развивающие: развитие навыков устной и письменной речи, логического мышления.

Вид занятия: объяснение новых понятий.

Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.

Методы занятия: беседа, проблемно-поисковый, объяснение.

Оборудование: рисунки по теме, раздаточные материалы, ИКТ.

Ход занятия

Дети рассаживаются полукругом. У каждого из них есть набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.

Учитель: — Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно, вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).

—     Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта).

—     Правильно. Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске).

—     Что вы здесь видите? (Пустыню).

—     Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь! Хотя сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились).

—     Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Юленька, Мишенька, Гузалечка).

—     А что вы при этом чувствовали? (Ответы учащихся).

—     Подумайте, а если бы вас также называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да).

—     Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как  лучше это сделать. А лучше —  обратиться по ... (имени). Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю. Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды).

—     Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы  могли бы брать воду и поливать наше семечко. А помогут нам ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В.Осеевой «Волшебное слово».

Дети показывают инсценировку.

Учитель: — Давайте вместе порассуждаем. Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубым, дерзким).

—     Почему же все изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежливым).

—     Сделаем вывод: поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется ... (так и откликнется).

—     Закройте глаза и подумайте, а часто ли вы так поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.

—     Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать).

—     Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же нельзя).

Учитель: — Итак, мы сейчас еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается  добром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «посадить» свое дерево. Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали деревья-красавцы. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно  так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.

—     У вас еще остались цветочки. В центр цветка запишите одно из своих лучших качеств. Затем каждый из вас, встав из-за парты, обменивается своим цветком с одноклассником. Теперь вы можете раскрыть лепестки подаренного вам цветка и прочитать записанные на них слова. Ребята, в каждом из  вас есть добрые  качества, записанные вами на цветках.

Хочу пожелать вам, чтобы хорошие качества вас никогда не покидали. Давайте всегда оставаться  по отношению друг к другу внимательными и заботливыми. Пусть дружба крепнет с годами и никогда не иссякает ее сила.

—     А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть. Кто не постесняется назвать эти качества?

—     А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком? (Ответы учащихся).

—     Прикрепите эти цветочки на деревья. У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.

А закончить наш воспитательный час мне хочется старой доброй детской песней, которая также будет и моим пожеланием всем вам — «Дорогою добра» (сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова, к/ф «Маленький Мук»).

 

Гулчехра ИСЛАМОВА,

преподаватель Ташкентского
государственного педагогического
университета имени Низами.

Add comment


Security code
Refresh