ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 5-Й КЛАСС: ТРУДНОСТИ, АНАЛИЗ, РЕШЕНИЯ

ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 5-Й КЛАСС: ТРУДНОСТИ, АНАЛИЗ, РЕШЕНИЯ

ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В 5-Й КЛАСС:
ТРУДНОСТИ, АНАЛИЗ, РЕШЕНИЯ

Каждый ребенок, взрослея, проживает ответственные адаптационные периоды взросления, один из важных – поступление ребенка в первый класс. И начинается у него совсем взрослая жизнь и иногда некоторые дети к ней совсем не готовы или вовсе никак не могут принять эту «новую жизнь». Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь».

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период, от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Считаю выбор первого в жизни учителя очень важным. Учитель начальной школы – это самый главный наставник в жизни человека.

Следующий важный период в жизни человека связан с подростковым периодом (10–15 лет). Этот период бурного роста и развития организма совпадает с переходом в старшую школу.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Моя задача как учителя старших классов — разобраться в том, что происходит с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам, а также какие профилактические мероприятия необходимо начать загодя в сотрудничестве с учителями начальных классов по предотвращению и оказанию помощи ученикам при прохождении адаптационного периода в старшей школе.

C какими проблемами сталкиваются новоиспеченные пятиклассники? Во-первых, дети попадают в новые условия и знакомятся с новой системой обучения от «классного руководителя» до «учителей-предметников». Во- вторых, если раньше на все вопросы отвечал один учитель, теперь педагогов стало значительно больше и предстоит принять и адаптироваться к разным характерам и подходам в обучении и воспитании. С психологической точки зрения присутствует страх неизведанного, многие дети, по моим наблюдениям, становятся закрытыми и отстраненными, ощущая чувство одиночества – все это довольно серьезное испытание для детей.

Многие родители всерьез переживают за состояние детей, пришедших в 5-й класс, которые могут с нежеланием ходить в школу, даже сбегать с занятий либо жаловаться на нагрузки, учителю важно поддержать детей и объяснить родителям. Важно понять, что все это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым. В этот период одних детей охватывают тревога, робость, другие, наоборот, становятся развязными, возбужденными, суетливыми. Иногда нарушаются аппетит, сон. Дети могут стать забывчивыми, неорганизованными. Мы живем в эпоху психологии и саморазвития, сейчас все родители читают книги по психологии и учителя тоже должны идти в ногу со временем. Сейчас время, когда с ребенком надо разговаривать, надо уважать его достоинство, поэтому учитель не должен кричать на ребенка, переходить на личность, унижать, тем более при одноклассниках. Родители в свою очередь должны дома объяснять ребенку важность обучения, желательно тоже читать самим, чтобы ребенок видел читающих родителей дома (а не сидящих в гаджетах), ни в коем случае не критикующих учителей. Работа учитель–родители тоже всегда должна быть в тандеме.

Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково, и причины этого берут начало в начальной школе, а именно: насколько успешно был усвоен учебный материал в младших классах, навык самостоятельной работы с материалом, а также умение общаться с учителем и одноклассниками как личность взрослая и ответственная.

Если ребенок хорошо усвоил материал за 4 года в начальной школе, у него все будет складываться хорошо в старшей школе. Если же нет, то, как показала моя практика за 15 лет работы в старшей школе, имеющиеся пробелы в знаниях детей ложатся грузом ответственности на плечи учителей-предметников и самого ученика. К примеру, некоторые дети, пришедшие из начальной школы, плохо читают либо не знают таб­лицу умножения, некоторые не умеют решать задачи или примеры на действия. Поэтому очень важен контроль каждого ребенка в начальной школе. Работая в сотрудничестве с учителями начальной школы, обращаю их внимание на то, что важно на уроках решать задачи не только из учебника, а также использовать другие пособия.

Какие могут возникнуть проблемы у ребенка, если он не усвоил материал за 4 года в начальной  школе?

Во-первых, он не будет успевать на уроках за счет пробелов в знаниях, следовательно, не сможет выполнять домашнее задание самостоятельно. Во-вторых, не будет на уроках чувствовать себя комфортно, будут присутствовать скованность и страх у доски.

В-третьих, как следствие, теряется интерес к обучению в целом, такой ученик чувствует себя ­неуверенным, отстающим и зачастую смиряется со своим положением.

Как я поступаю в этом случае? Во-первых, надо заинтересовать ребенка в предмете, хвалить ребенка за маленькие достижения, оказать ему поддержку. Во-вторых, проводить индивидуальные дополнительные уроки, давать самостоятельные творческие задания. После того, как у школьника начинает получаться решать задачи и примеры самостоятельно,  у него появляется интерес к предмету, затем можно немного начинать усложнять задания. Здесь очень важна поддержка учителя и родителей, помощь и, конечно же, хвала. Обязательно надо решать задачи из дополнительных пособий. Вот таким образом ребенок усваивает материал и начинает любить предмет. На уроке также важно уделять каждому ребенку время, это очень сложно, но все же можно. Лично я считаю, что очень важно хорошо учиться и развиваться в том направлении, которое интересно ребенку, потому что наше будущее – это наши дети и в их руках наша будущая медицина, авиация, юриспруденция и другие сферы нашего государства.

Все переживания этого непростого возраста естественны и главное помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и нам, учителям начальной и старшей школы, надо работать в сотрудничестве, быть внимательнее и добрее к ребятам, оказывать поддержку и своевременную помощь в новом периоде их школьной жизни.

Алия ХАДЫРОВА,

учитель математики
общеобразовательной
школы №18
Мирзо-Улугбекского района
города Ташкента.

Fikr bildirish