02.03.2018

Цели  урока:

— образовательная: углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о ее характерных признаках;

— воспитательная: прививать любовь к природе и бережное отношение к ней;

— развивающая: развивать наблюдательность, учить мыслить, анализировать увиденное и услышанное, делать выводы.

Оборудование: учебник, учебная  презентация, обучающее  видео о зиме, раздаточный  материал, разрезные картинки,  снежинки, маркеры, бумага А3,  лучики-снежинки с названиями корзинок.

 Ход  урока

I. Организационный  момент.

Приветствие.

Рапорт  дежурного.

Учитель: — После  каждого  задания будет  оцениваться работа  групп. Как  мы  это  сделаем? На  ваших  столах  стоят  корзинки.  А  на  моем  столе  — снежинки. В процессе урока   вы  в  свои  корзинки  будете  собирать снежинки.  Снежинку   получит   группа, которая  лучше  ответила. А в конце урока мы подсчитаем  снежинки и определим победителя.

II. Закрепление изученного материала.

Работа  в  группе. Распределите  слова  в  два  столбика.

«Зима»  и  «Осень»

Желтые  листья, снег, снеговик, урожай, птицы улетают, облачная погода, дождь, холодно, овощи  и фрукты, Дед Мороз, коньки, сосульки, каникулы,  животные  спят, подарки, начинается  учеба, хлопок.

Проверь   себя!

Мои  друзья  и  родственники

На мониторе показываются картинки, где изображены члены семьи. Это  картинки с элементами  каких-либо  профессий. Например, врач  в халате, учитель с журналом, ученик  с  портфелем и т.д. Учитель  задает  вопросы: «Кто это? Кем  работает? Где учится?»

А  учащиеся  отвечают: — Мои  родственники: мой дедушка, моя  бабушка, моя  мама, мой  папа, мой  брат  и  моя  сестра, мой   дядя, моя  тетя.

Задание:  вместо  рисунков вставьте  слова. (Учащиеся  читают  по одному  предложению).

Моя семья

У  нас  большая  семья. В  ней  семь  человек.

Мои    — пенсионеры. Мой  папа —   .

Он работает в больнице. Моя  мама — .

Она работает в школе. У меня есть .

Брат учится  в   а  ходит в детский сад.

Я очень люблю свою .

 

Задание: на  мониторе  показываются картинки, где  изображены  разные  действия  детей.

Например, мальчики  играют  в  хоккей, дети  катаются  на  коньках, они  читают  книгу, вместе  идут  в  школу. Учащиеся  с  помощью  этих  картинок  должны  рассказать  о  своем  друге  или  подруге.

Например, моего  друга  зовут  Анвар. Мы  с ним играем  в  хоккей, делаем  уроки, катаемся  на  коньках.  И  т.д.

Задание:  прочитайте  текст  «Птенчик».  Найдите в тексте  слова, отвечающие  на  вопрос «Где?»

Учащиеся  читают  текст  по  цепочке. Находят  слова. Учитель сделает  вывод. Очень  многие  птицы  остаются  у  нас  зимовать. Но  им  очень  трудно  зимой. Потому  что трудно  будет  найти  еду, воду. У  многих  из  них  нет  гнезда. От  холода  и  голода  они  могут  погибнуть. Поэтому  мы  должны  им  помочь. Как  можно  это  сделать? (Ответы  учащихся).

III. Новая тема.

Учитель: — Тема сегодняшнего урока «Зима». Вот и наступила зима. Какие  изменения происходят в природе  зимой? В какие игры вы играете? Как  надо одеваться? Как  живут  животные  и  птицы  зимой?  Нам  предстоит  на  сегодняшнем  уроке   найти  ответы  на  все  эти  вопросы.  Для  этого  мы  сейчас  посмотрим  видеофильм   про  зиму. Чтобы  вам  было   понятно, мы  сначала  проведем   словарную  работу.

Запоминаем  новые  слова (на  мониторе  показываются  картинки).

Учащиеся  называют  их  на  родном  языке, а  потом  с  помощью  анимации появляются  названия на  русском  языке. Учитель  читает  слова, а  учащиеся  повторяют.

Запись  слов  в  тетради.

Лед — muz

Сосульки — muzlar, sumalak

Метель — bo’ron

Перезимовать — qishlamoq

Снежинки — qor parchalari

Ель — archa daraxti, qoraqarag‘ay

 Cнегопад — qor  yog‘ishi

Физминутка. Игра на запоминание слов.

Учитель называет слова, а учащиеся стоя повторяют и показывают, как двигаются эти предметы или  явления: снегопад,  метель, лед, сосульки,  снежинки.

Просмотр диафильма «Зима». Вопросно-ответная беседа по теме.

— Что   мы  узнали  про  зиму?

— Назовите  зимние  месяцы?

— Какая  погода  бывает  зимой?

— Что  такое  снегопад?

— Сколько  лучиков  у  снежинок?

— Как  нужно  одеваться  зимой?

— В  какие  игры  вы  играете  зимой?

— Какой  праздник  мы  отмечаем  зимой?

— Кто  приходит  на  праздник  Новый  год?

Учитель: — Давайте  сейчас  мы  соберем  лучики-снежинки. И  это  будет  не  просто снежинка, а  снежинка  с  заданиями. С  помощью  этой  снежинки  мы  дополним  наши  знания  о  приметах  зимы.

Первый  лучик «Погода  зимой»: зимой  бывает  холодно. Часто  идет снег. Бывают  метели.

Второй  лучик «Зимняя  одежда»: к зимней одежде относятся: пальто, куртка, шапка, перчатки, шарф, сапоги, ботинки и т.д.

Третий  лучик «Труд  взрослых»:

1. Взрослые  убирают  снег.

2. Ухаживают  за  животными.

3. Работают  в  теплицах.

Четвертый  лучик «Животные  и  птицы»: осенью  многие  птицы  улетают  на  юг. А животные  медведь, енот, барсук, ежик зимой  спят, волк, заяц, лиса  не  спят. Белка  проводит  зиму  в  дупле.

Пятый  лучик «Зимние  игры»: играем  в  снежки, хоккей, катаемся  на  коньках, санках, на  лыжах. Ходим  на  каток.

Шестой лучик «Праздники»: зимой отмечаем такие праздники, как Новый  год, День Конституции, День  защитников  Родины.

Все это  проводится  в  виде  беседы  с  помощью  картинок  (на  мониторе).

Учитель: — Вот  мы и собрали   с  вами  красивую  снежинку. Вы  хорошо  потрудились  для  того, чтобы  она  появилась. Молодцы!

Работа с учебником.

Учитель  объясняет правила  по учебнику.

Грамматический уголок.

1. Слова тут, здесь, этот указывают на предмет, который находится близко (yaqinida).

Например,  тут играют дети. Здесь  сидит Абдулла.

2. Слова там, тот указывают на предмет, который находится далеко (uzoqda).

Например,  там  лежат  книги. Тот  пенал  мой. Там  дети  лепят  снеговика.

IV. Закрепление. Работа по картине «Зима».

Составьте  предложения,  используя  слова  тут,  здесь, этот, там , тот.  (Учащиеся  составляют  предложения. На  мониторе  слайд «Проверь  себя!»)

Проверь  себя!

Здесь  Рахим  лепит  снеговика. Тут  девочки  катаются  на  коньках. Там  мальчик  катается  на  санках. Тот  дом  наш. И т.д.

Прочитайте  текст  «Ель». Найдите  в  тексте  слова, которые  указывают  на  место  действия.

Учащиеся  читают  текст  по  цепочке. Находят  слова, которые  указывают  на  место  действия.

«Собери  слова». Учащиеся собирают слова по теме «Зима».

 

(Проверь себя! Зима, коньки, холодно, снегопад, мороз, снежинки, елка, снеговик, лыжи, подарки, Снегурочка, холод  и  т.д.).

«Собери  предложения».

Для 1-й группы:

1. играют, в снежки, дети

2. катается, Надя, на санках

3. подарок, Анвар, получил, от Деда Мороза.

Для 2-й группы:                                                                     

1. ёлку, наряжают, Катя  и   Оля

2. в хоккей, мальчики, играют

3. снеговика, Фарход и Нигора, лепят.

Работа  в  группе: «Собери   пословицы».

(Каждой  группе  даются  напечатанные  разрезные  пословицы. На  одном  листе бумаги  начало, на  другом – конец пословицы. Учащиеся  должны  найти  начало  и конец   и соединить. По очереди  группы  читают, объясняют  значение  или переводят  на  родной  язык).

Проверь  себя!

Зима  без  снега — лето  без  хлеба

Чем  крепче  зима, тем  скорее  весна

Год  кончается, а  зима  начинается

Много  снега — много  хлеба.

V. Обобщение.

Учащимся  предлагается  картинка «Приметы  зимы». На  каждый  рисунок  они  должны составить  одно  предложение. Таким  образом  они  делают  вывод  урока.

VI. Домашняя работа. Предлагаю 2 варианта:

1. Составить рассказ по картине «Зима».

Учить новые слова.

2. Прочитать текст «Ель». Ответить на вопросы.

Учить  новые  слова.

 

Эльмира  КУРАНБАЕВА,

учитель  русского  языка  и  литературы  школы № 114 

Чиланзарского  района города Ташкента.

Add comment


Security code
Refresh